blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Categories:

Как не надо считать выработку в ж/д транспорте (произв. труда в ж/д в СССР и в Польше в 1937 г.)

Итак, рассчитываю я производительность труда железнодорожного персонала в СССР и в Польше в 1937 г. Изначально я просто брал оборот и делил на число работников. Получилось вот что:











Число занятых в ж/д перевозках, тыс. чел.




Грузооборот, млрд. т.




на 1 работника




Пассажирооборот, млн. чел.




на 1 работника
Польша 185,3 73 394,0 211,0 1138,7
СССР 1250 517,3 413,8 1142,7 914,2
Maly Rocznik Statystyczny. 1939. W. s.189; Транспорт и связь СССР. Статистический сборник. 1957. С. 32, 64.

Казалась бы, все ок, СССР опережает Польшу в производительности труда в грузообороте, Польша СССР - в пассажирообороте. Но все не так просто. На С. 64 сборника 1957 г., из которого я и брал данные по СССР, приводится выработка на 1 работника, занятого в ж/д.

Приводится она не просто в валовом объеме, тонн, человек, а приводится в тонно-километрах. Тонно-километр — единица измерения, применяемая при перевозке грузов и объединяющая два показателя: количество тонн груза и расстояние в километрах. Почему в данном случае нужно брать т-км, а не просто тонны? Когда мы рассчитывали число перевозок на душу населения в среднем по стране, то тут не имела роли расстояние, ибо для нам важно было только то, что груз/пассажир X из пункта A прибыл в пункт B, а какое расстояние Z между A и B, нам не интересно. Оно, Z может быть 10 км, а может и 10000 км, но для конечного потребителя (промышленность, население), это не имеет значения. Но когда мы рассчитываем производительность труда, стоит этот фактор учитывать, ибо он в данном случае значительный. Пример для понимания: мы имеем два ж/д состава, которые перевозят одинаковый груз, равный 100 тоннам. В первом случае, когда расстояние маршрута состава No1 равно Z1 = 10 км, то за то время, пока состав No2, Z2 которого равен 10000 км, будет совершать 1 поездку, состав No1 успеет совершить на порядок больше поездок, например, 100, и в таком случае, если считать по грузообороту без учета времени, первый состав перевез гораздо больше - 100 т.*100 = 10000 тонн; а второй гораздо меньше - 100 т.*1=100 т., в итоге мы получаем совершенно ложный вывод о том, что эффективность первого состава в 100 раз больше второго. На самом же деле, второй состав провез 100 т. на гораздо большее расстояние, 100 т.*1*10000 км=1000000 т-км, а первый, хоть и совершил больше поездок, перевез груза гораздо меньше 100*100*10=100000 т-км. И в действительности, выработка на персонал в нем горазда больше. Но это лишь как вульгарный пример, почему здесь надо использовать т-км, а не просто т. И именно тонно-км надо использовать в случае сравнения СССР, который имел гигантские расстояния, с относительно небольшим гос-вом, как Польша.

Итак, число приведенных т-км делится на число занятых. Как рассчитать приведенный тонно-километр? В этот показатель входит сумма всех выполняемых конкретными видами транспорта перевозок и учитывается не только груз, но и пассажиры. Для этого необходимо просуммировать полученные данные тонно-километров и пассажиро-километров. Проверяем (С. 32), да все сходится. Таким образом получаем:











Число занятых в ж/д перевозках, тыс. чел.




Грузооборот (в млрд. тарифных т-км)




на 1 занятого,
тыс. т-км




Пассажироборот (в млрд. пасс-км)




на 1 занятого,
млн. п-км




Выполнено приведенных т-км (млрд.)




на 1 занятого,
тыс. т-км
Польша 185,3 22,1 119,3 6,9 37,2 29 (22,1+6,9) 156,5
СССР 1250 354,8 283,8 90,9 72,7 445,7 (354,8+90,9) 356,6
Maly Rocznik Statystyczny. 1939. W. s.196; Транспорт и связь СССР. Статистический сборник. 1957. С. 32, 64.
Tags: ж/д
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments