blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Category:

Сказка про царские станки

В 2016 г. апологеты царизма запустили очередную сказку, которая до сих пор гуляет среди буржуазных холуев и на которую я натыкаюсь не первый раз. Вот собственно мурзилка-иллюстрация к этой сказке:

[Сказ о царских станках]Если коротко изложить эту байку, то она звучит так: с 1913 г. по 1916 г. произошел громадный рост выпуска станков в Российской Империи. СССР понадобилось более 20 лет, чтобы догнать РИ:

"Без жертв и надрыва царская промышленность развивалась не менее успешно, чем советская. А в годы Великой войны экономическая система Российской империи продемонстрировала свою гибкость и прочность, обеспечив в кратчайшие сроки громадный рост производства той продукции, которая была необходима и на которую появился платежеспособный спрос – в том числе и станков... То есть большевики получили в наследство не только мощную, хорошо оснащенную промышленность, но еще и запас новенького оборудования, которого хватило им на годы вперед...".

Байка основывается на манипуляциях со стоимостными показателями, допущениях, предположениях и оценках (собственно, как и у АДХ). Вот правильное замечание на форуме: И polit_ec эти данные видит, но тут же начинает "игру в цифирь", подгоняя их под "решение задачи" и игнорируя те из них, которые в его схему не встраиваются. Итак, он обращается к Сидорову, который пишет, что в 1916 г. Россия импортировала 20 тыс. металлорежущих станков. Так же он дает цифры ввоза и внутреннего производства промышленного оборудования в 1916 г., которые равны 108,2 мл. руб. и 218,5 млн. руб. Разумеется не все из этого было металлорежущими станками, но polit_ec берет пропорцию 1:1. Т.е. в импорте и во внутреннем производстве доля металлорежущих станков у него принимается условно одинаковой. Правда, подтверждения этому он, разумеется, никакого не приводит, но не будем к этому цепляться. Далее, исходя из слов Струмилина о том, что в 1913 г. стоимость станков российского производства была ниже импортных в 2 раза (не проверял, но поверим polit_ec на слово), он умножает 20 тыс. импортных станков на четыре и получает 80 тыс. якобы произведенных в России 1916 г. металлорежущих станков. Но если мы откроем и почитаем указанных им авторов, то обнаружим и другие цифры, которые в эту схему не вписываются. К примеру, Сидоров дает цифры роста производства промышленного оборудования в Российской империи. В 1913 г. было выпущено продукции (в ценах 1913 г.) на сумму 69,3 млн. руб.; а в 1916 г. - 218,5 млн. руб. Т.е. рост в три раза. Получается неувязка - по polit_ec выходит, что производство металлорежущих станков увеличилось аж в 45 раз, но при этом собственно производство промышленного оборудования выросло всего в три раза. Разумеется номенклатура в условиях войны изменилась в пользу увеличения одной продукции и сокращения другой, но не слишком ли велика диспропорция? Более того, тот же Сидоров чуть ниже пишет, что за период с 1913 по 1916 г. рост производства заводов машиностроения (куда входило и производство станков) увеличился в 4,5 раза, главным образом за счет предметов обороны.

Давайте посмотрим на реальность.
В 1932 г. была проведена перепись оборудывания

На 10 июня 1932 г. в народном хозяйстве СССР было 181403 металорежущих машин, из них дореволюционных -- 53697 или 30%, из них произведены на территории России -- 13053, или 7,2% от общего количества на 1932 г.. Периода 1914-1917 гг. было 3743 машин. Куда делись тысячи царских станков? PS В народном хозяйстве СССР в 1940 г. было 710,1 тыс. станков, в 1945 г. - 928,1 тыс., а на 1 марта - 1506,6 тыс. До революции -- большинство станков импортные. В конце 1930-ых -- отечественные.

Ну а сколько производилось станков в 1913 г., если не гадать, а обратиться к натуральным величинам?
А вот собственно производство станков в 1916 г. линк

А вот производство в 1917 г. -- 0,2 тыс. Источник: СИЭ, М., 1971, Т. 13, С. 637.

И это в админ.границах РИ -- 1,8 тыс. станков (1754 шт.), т.к. в админ.границах СССР в 1913 г. производилось 1,5 тыс. станков (если точнее -- 1490 шт.). И да, я молчу о качественном росте самих станков.

А вот реальность:

В реальности, даже если занятся "трендостроением в вакууме", то окажется, что в самый страшный год Великой Отечественной войны -- в 1942 г. станков производилось не просто в десятки раз больше, чем до революции, но даже больше, чем производилось бы при гипотетическом сохранении темпов роста выпуска станков 1913-1916 гг.
Tags: РКМП, производство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 56 comments