blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Category:

Производство мыла до революции и после

Как вы могли убедится на основе данных бюджетной статистики, уровень статитечского учета до революции, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Вот, например, количество произведенного мыла в 1913 г. ЦСУ пересчитывала несколько раз. Изначально для 1913 г. была определена выработка в 128 тыс. т. (в пересчете на 40-процентное), но где-то в 1956 г. этот показатель пересчитали, собственно, как пересчитали и многие другие показатели
[Spoiler (click to open)]Например, тогда почти впервые появилась статистика по жилфонду, в т.ч. для 1913 г. Вообще для меня, откуда взялся этот показатель, так и не понятно, могу лишь предположить что его как-то оценили исходя из послереволюционных переписей, ведь до революции никто жилплощадь не считал; городские переписи учитывали лишь кол-во помещений; впрочем, это не мешает царепоклонникам объявлять статистику ЦСУ "поддельной" и ссылаться на БМЭ 1935 г., хотя, например, в журнале "Плановое хозяйство" от того же 1935 г. можно найти следующую цитату: "По данным всесоюзной переписи 1923 г. весь жилищный фонд в городах и рабочих поселках сократился по сравнению с 1913 г. почти на 25% и составлял около 130 млн. м3". То есть их любимый прием -- сравнивать несравнимое -- например, когда сравниваем валовые сборы в 1930-ые годы, берем именно откорректированную статистику, а когда откорректированная статистика не нравится, то берем неоткорректированную🤡).
И в итоге производство мыла на 40% было определено как 168 тыс. т. для довоенных границ СССР и 192 тыс. т. для послевоенных границ.
[Spoiler (click to open)]
Из "Вестник статистики: орган ЦСУ СССР" (1958 г.):

Советские органы, созданные для руководства жировой промышленностью, также столкнулись с вопросом о размерах выработки мыла в 1913 г . и не удовлетворились подсчетами Министерства продовольствия. В начале 1919 г . был опубликован следующий расчет, сделанный в «Центромыло». Расход соды на мыловарение в 1913 г. несколько превысил 1 млн. пудов. Приняв, что этот расход составлял примерно 20%, а выход мыла — 200 % по отношению к жиру, нашли выработку мыла равной 10 млн. пудов. Привлекли, с другой стороны, сведения земской статистики. Последняя считала, что в 1913 г. душевое потребление мыла в городах и фабрично-заводских поселках составляло 6—10 фунтов, в сельских местностях 1,5 — 2 фунта, а у степных кочевников и на некоторых окраинах — 0,25 фунта в год, с учетом численности соответствующих групп населения получили те же 10 млн. пудов , т.е. 164 тыс. т. Эта цифра находилась в согласии с данными о расходовании технических жиров. Относящийся сюда расчет был опубликован позднее А. Л. Маркманом в «Вестнике химической промышленности» (кн. I за 1919 г.). Вопрос о сорте мыла, на который ориентировались в данном подсчете, ясен из указания о 200% выхода мыла по отношению к жиру : речь шла о примерно 50-процентном мыле. Говорим «примерно» , так как если учесть образование из жира также глицерина, то 200 весовых частей мыла будут содержать 95 весовых частей жирных кислот , и мыло получается 47-процентное . Допуская , что цифра 164 тыс . т была определена в расчете на 50-процентное мыло , находим в пересчете на 40 - процентное 205тыс. т., а для 47-процентного варианта — 192,7 тыс. т. Больше никаких уточняющих картину расчетов в печати не появлялось, и данных для этого не существует. Цифру порядка 200 тыс. т., которую публиковали не раз компетентные авторы, можно, следовательно, считать в целом обоснованной. Именно эта цифра должна лечь в основу исчислений производства мыла в 1913 г . в современных границах СССР. Исходя из нее , нельзя не признать, что публиковавшиеся недавно данные о выработке мыла в 1913 г . в размере 128 тыс. т. (в границах СССР до 17 сентября 1939 г.) являются заниженными. Представляется необходимым уточнить и данные о производстве мыла за первые годы после революции и, в частности, за 1920 г. Подойти к таким уточненным цифрам можно исходя из следующих соображении. Сведения о выработке мыла в 1920 г. были опубликованы в Трудах ЦСУ в 1922 г. (т. X, вып. 2). Согласно этим данным выпуск продукции мыла в 1920 г. составил: твердого мыла — 13488 т, жидкого—762 т, суррогатного мыла и мыльного (стирального) порошка—2844 т (пересчет с пудов в тонны произведен нами). Эти данные, как указано в Трудах ЦСУ, относятся только к центральной России. Определим общую продукцию мыла в пересчете на единый сорт . Сделать это можно лишь весьма приближенно. В 1920 г . выработка мыла на территории РСФСР была сконцентрирована на немногих крупных национализированных предприятиях и осуществлялась по нарядам и под контролем органов ВСНХ. Руководство «Центрожира» и «Центромыла», а также входившие в технический совет химического отдела ВСНХ специалисты считали, что низкопроцентные, содержащие много воды мыла мало эффективны по сравнению с высокопроцентными мылами. Еще в апреле 1918 г. «Центрожир» издал обязательное постановление, запрещающее выпускать мыло с содержанием жирных кислот менее 38%. [и т.д.]

Tags: индустриализация, производство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments