April 3rd, 2020

Про туалетную бумагу, лопухи и газеты

Genby опять рассказывает интересные истории:

Забавная история про 1671 г. Правда источника я нигде найти не смог.
Но самое интересное: оказывается, большевики ЗАСТАВИЛИ народ вытираться лопухами и газетами. До этого, видимо народ подтирался французскими булками туалетной бумагой, которую большевики забрали.
В реальности же никакой туалетной бумаги в РИ не производилось, как не производилось, например, её и в межвоенной Польше.
Всего-то бумаги производилось в 1913 г. 197 тыс. т. Как раз при большевиках стали подтираться бумагой, а не лопухами. Для начала, хотя бы газетной. До этого тысячу лет ходили с грязной жопой. И именно в СССР впервые за русскую историю началось массовое производство туалетной бумаги. Про отставание от "развитых" (золотой миллиард) тут никто спорить не будет.
1940 г.:
Collapse )

Переписи 1921 и 1931 г. в Польше: "Разница в полмиллиона не может считаться большой"

Как известно, на основании разницы между переписью 1937/1939 и данными текущего учета "разоблачители советской статистики" делают далеко идущие выводы. Представляется как будто некий уникальный случай в истории, мол только при большевиках такое возможно. Во всех то остальных странах численность населения знали до человека, и только в СССР даже в секретных документов начальники друг друга обманывали, а численность населения никто не знал.
На самом деле, несовпадение результатов переписи и оценок на основе текущего учета скорее правило того времени, а не исключение. Так, в той же Российской империи одно и тоже министерство по разному оценивало численность населения. Так, Центральный статистический комитет МВД давал одно, а Управление главного врачебного инспектора МВД давало другое. К 1913 г. разница между этими двумя оценками составила более 6 млн. человек. Про учет в Российской Империи мы уже говорили. Взглянем на другое государство, которое как раз любят ставить в пример -- на Польшу. Вообще, не даром межвоенная Польша делилась на Польшу "А" и "Б". Западные части Польши были промышленно-развитыми, особенно часть, до этого входившая в Германскую империю. Западная Украина и Западная Белоруссия были чрезвычайно отсталыми регионами, где развитие в отдельных сферах находилось на средневековом уровне. Крайне интересная была система власти, где единственным источником власти и единоличным правителем в регионе был воевода. Даже бюрократический аппарат был развит слабо. Численность интеллигенции, чиновников была маленькой. Поэтому, логично предположить что и учет в "кресах" был не полным. Но сейчас не про это.
В Польше до войны были проведены две переписи: в 1921 и 1931 годах. А что будет, вот если взять и так же сравнить с данными текущего учета? Ответ на этот вопрос мы можем найти в польских довоенных публикациях, например, в журнале Ekonomista за 1937 г.
Но для начала обратимся к современному изданию, которое выпустило само Главное Статистическое управление Польши (GUS) в 2002 году: Spisy ludności Rzeczypospolitej Polskiej, 1921-2002: wybór pism demografów.  Warszawa : GUS, 2002, s. 28.

Пол миллиона разницы. Кстати, вот что пишут относительно учета: в Польше, как вы знаете, точность статистики естественного движения населения оставляла желать лучшего (см. Статью «Естественное движение населения»), статистика миграции еще менее точна. PS Об учете немного тут.
Collapse )