May 9th, 2020

Официальные данные о смертности в 1937, 1938 и 1939 гг.

Как известно, данные о естественном движении населения СССР за 1930-ые годы в советских статистических сборниках, доступных для широкого читателя, не публиковались. С статистическими данными ознакомится читатель смог только после рассекречивания документов ЦСУ/ЦУНХУ после 1990 года.
Я сам до недавнего времени был уверен, что последние опубликованные данные относятся к 1930 г., послне чего публиковалась информация лишь относительно 1940 г., т.е. никаких данных относительно периода с 1930 по 1939 гг. нет. Это верно, но лишь частично. За период с 1937 - 1939 гг. данные все-таки кое-где публиковались:

линк
PS
Кстати, чем объясняется такая высокая МС в 1940 г.? Обратимся к книге, изданной под редакцией известных вам людей.
Продолжительность жизни: анализ и моделирование. Ред. Е.М. Андреев и А.Г. Вишневский. М., 1979. С. 56:
"Так, в последнем довоенном (1940) году, характеризовавшемся жарким летом, наблюдался довольно высокий подъем детской смертности в июле и августе (более высокий, чем в предшествующем 1939 г., с более благоприятными с точки зрения детской смертности метеорологическими условиями)".

Смертность. «Недоучет» и «недоохват» в Российской Империи?

То есть прирост населения — не всегда благо? -- Нет. Понимаете, если речь идет о каких-то там геополитических целях, то Китай России не перерожать. Вообще, на мой взгляд, качество населения, его образовательный уровень, его физическое состояние гораздо важнее его численности (с) Е.М. Андреев

Когда читаешь попытки поклонников царизма сравнивать член с пальцем, сравнивая оценки АДХ с данными Министерства внутренних дел Российской Империи относительно смертности, то автоматически «недоучет» и «недоохват» у них относится только к СССР, и делается вид, что в Российской Империи ничего такого не было, забывая сказать, что даже в годовые отчеты ЗАГСов вводились поправки на недоохват, не говоря уже о последующий расчетах-пересчетах, а в данные ЦСК никто ничего не вводил. Мы уже говорили про это.
Как вы помните, относительно смертности в Российской империи есть следующие данные -- данные МВД относительно всего населения и данные Синода, относительно только православных. Чем, на мой взгляд, хороши данные Синода относительно смертности в Российской Империи? Они учитывают только православное население, таким образом, отсекается население, не попадающее под церковную регистрацию православной церкви. Дело в том, что именно регистрация смертей у православного населения относительно других хоть как то велось, в то время как были категории населения, вовсе не попадающее под регистрацию. Показательный пример: "В последних изданных подробных обзорах движения населения в европейской части России за 1909—1910 гг., например, в Петербургской губернии с 20 старообрядческими и 4 сектантскими официально зарегистрированными общинами, не показано ни одного  родившегося и умершего среди старообрядцев и сектантов. То же было в Ярославской (14 старообрядческих общин) и Курляндской (11 общин) губерниях. Крайне неполными и дефектными были также записи родившихся и умерших язычников, которые вела полиция. Так, за 44 года (1867—1910) полностью отсутствовали какие-либо сведения о родившихся и умерших в Калмыцкой степи Астраханской губернии, где (по переписи населения 1897 г.) проживало 121.880 буддистов (ламаитов)".
Что это значит, кроме того, что данные о естественном движении не были учтены? Это еще значит то, что общий коэффициент смертности занизится, т.к. население по переписи зарегистрировано и из исчисления не исключено, а значит, в исчислении коэффициента смертности, путем деления числа умерших на все население (K=M/S*1000, где K - коэффициент смертности, M - число умерших, S - число населения), тоже участвует. А значит, что смертность будет занижаться. А данные только по православным исключают из население неправославного вероисповедание, у которого учет смертности был очень плохо поставлен, т.е. из числа населения S исключается те категории, регистрация которых велась плохо.
Collapse )