blender_chat

Categories:

История приватизации в Беларуси

«Коммунистическая идеология не имеет перспективы» © Лукашенко А.Г.

 ''Мы сегодня пришли к пониманию, что государственную собственность на средства производства должна заменить частная. Только так мы сумеем вернуть хозяина. Отход от коммунистических догм диктует сама жизнь.''  (Интервью Лукашенко "Навинам БНФ" в 1991 году. Источник: Навіны БНФ "Адраджэньне", 4/1991) 

Энциклопедический справочник (2007) под редакцией М. В. Мясниковича о приватизации в Беларуси:

«С принятием в 1991 г в Республике Беларусь курса на проведение реформ общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составляла 8732, в том числе 3425 (39,2%) — республиканской и 5307 (60,8%) — коммунальной формы собственности. В общей численности предприятия промышленно­сти составляли 1285 (14,7%), строительства — 976 (11,2%), транспорта — 395 (4,5%), торговли и общественного питания — 2031 (23,3%), бытового обслуживания — 335 (3,8%), прочих отраслей народного хозяйства — 3710 (42,5%).

Аукцион по продаже государственных объектов в частную собственность (Брест, 1993 г.).

За период с 1991 по 2005 г. преобразовано 4100 предприятий. Среди них 543 (13,2%) — объекты промышленности, 292 (7,1%) — строительства, 81 (2%) — транспорта и связи, 1521 (37,1%) — торговли и обще­ственного питания, 459 (11,2%) — бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) — агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) — прочих отраслей народного хозяйства Численность работающих на реформи­рованных предприятиях составляет 958,9 тыс человек, или более 22,3% от числа занятых в экономике республики (рис. 1).

Динамика разгосударствления и приватизации объектов государствен­ной собственности такова 1991 г — 61, 1992 г — 190, 1993 г — 244, 1994 г — 641, 1995 г — 465,1996 г — 488, 1997 г — 477, 1998 г — 329, 1999 г — 307, 2000 г — 177, 2001 г — 94, 2002 г. — 194, 2003 г. — 242, 2004 г — 145, 2005 г — 46 объектов (рис. 2). 

Процесс реформирования собственности в Беларуси началcя с принятием «Основных положений программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике» (октябрь 1990 г.) и «Государственной программы приватизации» (июнь 1993 г.). В частности, в Основных положениях отмечалось, что «к концу 1991 г. может быть продано, сдано в аренду или безвозмездно передано большинство мелких предприятий в сфере обслу­живания, торговли и общественного питания, выведена из государствен­ной собственности значительная часть предприятий легкой, пищевой и других отраслей промышленности, строительных организаций». Государ­ственная программа, в свою очередь, ориентировала на приватизацию в 1993 г. около 10%, в 1994 г. — около 20% и в конечном итоге — на 2/3 государственных основных фондов предприятий и организаций. Государственная программа предусматривала четыре способа приватизации

• аукцион — продажа предприятия и его активов посредством от­крытых торгов,
• конкурс — продажа предприятия и его активов посредством закрытых торгов,
• выкуп арендованного имущества — продажа на неконкурентной основе работникам предприятий, представляющим собой трудовой коллектив,
• преобразование государственного в акционерное общество с последующей продажей акций на рынке 

В реформировании отношений собственности выделяются четыре основных этапа. На первом, в 1991—1992 гг., осуществлялась приватизация только за денежные средства и в основном по инициативе «снизу». Трудовые коллективы обращались со своими предложениями о выкупе имущества Среди них минская фабрика «Милавица», трест «Шахтспецстрой», завод «Метромаш» (г. Минск) и другие предприятия, которые после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества (АО) и в общества с ограниченной ответственностью (ООО). До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.
Второй этап начался принятием в январе 1993 г. закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Респулике Беларусь», «Государственной программы приватизации» (июнь 1993 г), закона «Об именных приватизационных чеках» (июль 1993 г), других законодательных и нормативно правовых актов. Он характеризовался тем, что при продаже каждого объекта в процессе привати­зации 50% стоимости оплачивались деньгами и 50% — именными при­ватизационными чеками «Имущество» Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразовываться в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а также объекты незавершенного строительства.
В числе преобразованных в акционерные общества в этот период более 50 таких крупных предприятий, как Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Витебский чулочно-трикотажный комбинат, Минский часовой завод, Минский завод холодильников «Атлант» и др.

Третий этап — период корректировки стратегии и тактики реформирования Среди наиболее значительных государственных документов, принятых на этом этапе, — Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (4 марта 1995 г), Указ Президента Республики Беларусь от 17 мая 1995 г «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», внесение изменений и дополнений в приватизационное законодательство (июнь 1996 г, декабрь 1998 г), Указ Президента Республики Беларусь «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (14 ноября 1997 г), Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собствен­ности в Республике Беларусь» (25 марта 1998 г), закон «Об объектах, которые находятся только в собственности государства» (5 мая 1998 г), «Концепция управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001—2005 гг », одобренная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10 августа 2000 г. № 1240 и др.

В 2002 г начался новый этап белорусской приватизации — акционирование крупных промышленных комплексов. Былo принято peшение провести конкурсы по продаже принадлежащих республике пакетов акций предприятий нефтехимии. Это относится, в частности, к ОАО «Нафтан», ОАО «Полимир», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Химволокно» и др. В целях реализации соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федера­ции о расширении сотрудничества в газовой отрасли, предусматривающего создание совместного белорусско-российского предприятия по поставкам в Республику Беуарусь природного газа и транзиту природного газа через территорию Республики Беларусь в третьи страны, было акционировано крупнейшее в Беларуси РУП «Белтрансгаз» с численностью работающих около 6 тыс человек. По названным открытым акционерным обществам в собственности Республики Беларусь предполагается сохранить контрольный пакет акций.»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic