blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Categories:

Как Белстат завышает реальные доходы (и занижает инфляцию)

Тут видеоблогер Union Bell провел небольшое расследование и сделал вывод: Белстат занижает размеры инфляции.

Почему это вдвойне интересная тема? Ну, во-первых, занижение инфляции — это грабеж населения через меньшую индексацию зарплат и пенсий. Во-вторых, занижение инфляции=завышение реальной зарплаты. Напомню, что если реальные доходы населения в Украине и России выросли с 1991 по 2020 гг. на 15-20%, то в Беларуси, согласно фантастическим данным Белстата получается, что они выросли аж в целых 5 раз! Тогда я предположил, что если бы такая ситуацию существовала в реальности, то белорусы бы сейчас зарабатывали в 5 раз больше, чем украинцы или россияне, ибо в 1991 г. уровень доходов во всех трех республиках не особо не отличался. Естественно, этого в реальности не существует, уровень доходов в Беларуси хоть и превышает уровень доходов в Украине, но ниже, чем в России.

Факт занижения размеров инфляции доказывает это, ибо реальные доходы рассчитываются как номинальные денежные доходы деленные на коэффициент инфляции. То есть, согласно Белстату, за последние 10 лет — цены выросли с среднем в 5 раз, в то время как номинальная зарплата — в 10 раз, а значит, что реальная зарплата выросла якобы в 2 раза (в России, к примеру, этот показатель не только не вырос, а по данным Росстата этот показатель даже снизился). Можно бы было порадоваться за белорусское "последнее социальное государство в Европе", только это вранье.

Но в чем заключается вранье? Вранье заключается в том, что цены растут выше, чем показывает Белстат. И самое главное, что это показывают данные самого Белстата. Дело в том, что на сайте Белстата есть раздел "Индексы потребительских цен по Республике Беларусь" — это темпы изменения цен, т.е. это и есть инфляция. Но в то же время на сайте Белстата есть и показатели цен в абсолютном выражении — в рублях. Это раздел "Средние цены на потребительские товары и услуги по Республике Беларусь". Исходя из этих данных мы можем рассчитать индексы и сравнить их с тем, что дает Белстат. И мы обнаруживаем подлог!

В качестве примера: открываем индекс потребительских цен за 2020 г. Возьмем, например, сметану. Итак, видим, что Белстат пишет, что цены на сметану составили в декабре 2020 г. — 105,3% от уровня декабря 2019 г. Т.е. рост на 5,3%. Теперь открываем другие данные Белстата: "Средние цены на потребительские товары и услуги по Республике Беларусь". Цена сметаны в декабре 2019 г. составляла 5,22 руб., а в декабре 2020 г. — 5,68 руб. То есть цена выросла с 5,22 руб. до 5,68 руб., что составляет 8,8% роста, а не 5,3%, как дает Белстат в индексах.

То есть у Белстата рост цены на сметану на 8,8% превратился в рост 5,3%. В данной таблице Union Bell собрал информацию о средних ценах на потребительские товары и услуги в Беларуси от Белстата на декабрь 2013 и 2020 г., и исходя из разницы, рассчитал индекс и сравнил его с этим же индексом от Белстата. И оказалось, что Белстат врет. Из 250 товаров и услуг, индекс цен на 6 из них был завышен, а на 225 наименований — занижен! Union Bell реальную инфляцию за 2013—2020 гг. оценивает в 2,87 раз (против 1,79 у Белстата), но эта оценка не совсем корректна, ибо для такой оценки нужны не только индексы по всем товарам, но объем продаж по всем наименованиям товаров и услуг, чтобы можно было рассчитать средневзвешенное значение. А он делит все товары и услуги на 7 равных групп и высчитывает в каждой среднеарифметическое значение.


Данные о потребительских расходах свидетельствуют, что доля услуг гораздо ниже, чем товаров. А расчет среднего значения по 7 группам (из которых 5 — это услуги) завышает данные, т.к. Белстат больше занижает инфляцию услуг (в 3-4 раза), чем инфляцию продовольственных (в среднем в 2 раза) и непродовольственных товаров (2,5). Грубое взвешивание по структуре потребительских расходов дает рост примерно 2,5 раз. Поэтому в реальности реальный рост скорей всего ниже 2,87, где-то от 2 до 2,5 раз.

Тем не менее, очевидно, что сводные цифры Белстата по инфляции существенно занижены, а значит, подтверждается и мой тезис о том, что данные по реальным доходам завышены.

Tags: Белстат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment