blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Categories:

"The Internationale" conducted by Arturo Toscanini - BANNED by U.S. censors!

Каждому дэбилу известно, что только в СССР любили что-нибудь вырезать и скрыть из хроники (как например, стеснялись лендлизовской техники, хотя она фигурирует даже во многих художественных советских фильмах).
Так вот, фильм ''Гимн Наций'' 1943 года. В 1945 году фильм попал в число претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

В период Холодной войны фильм подвергся воздействию американской цензуры: из него был вырезан фрагмент, содержащий исполнение «Интернационала». поэтому, заметно, что фрагмент и ''Интернаионалом'' хуже по качеству.

Тосканини обычно по принципиальным соображениям уклонялся от исполнения “партийных” гимнов, полагал, что они не имеют большой музыкальной ценности и крайне банальны по содержанию. Действительно, большое число подобных произведений, в свое время пользовавшихся популярностью и поддержкой официальных властей, в настоящее время давно забыты, а их авторы остаются неизвестными. Из-за своего категорического отказа исполнять такие произведения, как “Королевский марш” или “Молодость”, ставшую в период наступления реакции гимном национал-фашистской партии, Тосканини неоднократно вступал в конфликт с властями, что привело, в конце концов, к покушению на него в Болонье 14 мая 1931 года и к вынужденной эмиграции.

В конце 1942 года Тосканини получил от Национальной радиовещательной компании США (Эн-би-си) предложение исполнить со своим оркестром “Гимн Наций” Верди, написанный еще в 1862 году. Музыкант с удовольствием принял это предложение и с тем, чтобы усилить его антифашистское звучание, решил дополнить его мотивами официальных гимнов всех стран антигитлеровской коалиции, в том числе и Советского Союза. 31 января 1943 года оркестр Тосканини исполнил это произведение. И именно тогда великий музыкант, сын гарибальдийца и восторженный поклонник национального героя Италии Джузеппе Гарибальди, выступавшего в защиту Парижской Коммуны и называвшего Интернационал “солнцем будущего”, решил осуществить оркестровку пролетарского гимна.

Вопреки утверждениям некоторых биографов Тосканини к осуществлению своего решения маэстро готовился весьма тщательно. Он изучил не только текст пролетарской песни, но и ее происхождение и историю. По его просьбе Армандо Борги вместе с французскими друзьями подготовил специальное исследование “Об источниках Интернационала”. Исследование произвело на маэстро большое впечатление, и он немедленно приступил к подготовке пролетарского гимна к исполнению оркестром Эн-би-си. 7 ноября 1943 года, в годовщину Октябрьской революции, гимн был исполнен в студии “Рокфеллер-Центр” в Нью-Йорке в качестве увертюры ко второму концерту Тосканини. Спустя несколько дней, 24 ноября 1943 года, дирижер направил Борги специальное письмо. Текст этого письма говорит сам за себя:

“Дорогой синьор Борги! По велению судьбы мой второй концерт сезона совпал с памятной датой 26-й годовщины Русской революции. Сегодня же я узнал от Вас, что день, когда я впервые дирижировал исполнением “Интернационала”, совпал также с 56-летием со дня смерти Эжена Потье. Могу ли я быть более счастливым! Благодарю за то, что Вы заранее прислали мне сборник, в котором опубликована Ваша статья “Об истоках Интернационала”. Замечательно. Впечатляюще и ободряюще. Очень и очень хорошо. Ваш знак уважения мне в высшей степени приятен. Сердечно жму Вашу руку. Ваш Артуро Тосканини”.

Как позднее уточнил сын музыканта Вальтер, это исполнение “Интернационала” не имеет ничего общего с тем, что в середине декабря 1943 года при издании “Гимна Наций” Верди было в отрывках записано на пластинку. Руководители военной цензуры США (Office of War Internation) потребовали от Тосканини изъять из фильма мотив пролетарской песни под тем предлогом, что в Советском Союзе “Интернационал” как государственный гимн в 1943 году был заменен другим произведением. По словам сына Тосканини, “мой отец, естественно, отклонил это оппортунистическое требование политиканов”.

История исполнения “Интернационала” в Нью-Йорке в 1943 году доказывает, что в борьбе против фашизма, за мир и солидарность народов великий итальянский музыкант всегда вдохновлялся подлинно художественными произведениями. Не случайно 25 июля 1943 года, в день падения диктатуры Муссолини, на афишах миланского театра Ла Скала, которым в течение многих лет руководил итальянский музыкант, появились печатные листовки с призывом “Да здравствует Тосканини! Тосканини, возвращайся!”

линк

В начале 50-х годов, в разгар Маккартизма, американские цензоры вырезали ту часть этого спектакля, в которой был показан «Интернационал».

В течение многих лет последовательность, содержащая Интернационал, считалась навсегда утерянной. Но недавно копия этого недостающего фрагмента фильма была вновь обнаружена на Аляске. Так что теперь это воодушевляющее исполнение Интернационала - вместе с хоралом и оркестром под руководством великого дирижера - можно снова насладиться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments