blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Category:

Почему нужно критически воспринимать воспоминания

Практически единственным аргументом сторонников сказки про "богатую" жизнь при Польше в Западной Беларуси до 1939 года есть ссылка на воспоминания реальных или мифических людей. «Дед рассказывал», «бабка говорила». Но, во-первых, здесь нет никакой репрезентативности, то есть нет никаких социологических опросов, и т.д., а есть просто ссылка на отдельных людей (то есть везде можно найти людей, которые будут чем довольны, и чем-то недовольны, самое главное это их соотношение: наверняка были люди, которым лучше всего жилось во время немецкой оккупации, только их число равно статистической погрешности от общей массы населения). Во-вторых, воспоминания через десятки лет парой не всегда достоверны, тем более если человек вспоминает детский возраст: то есть человек может приукрашивать прошлое, или его очернять, в зависимости от его современных взглядов.

Вот вам, как пример: в 2017 г. у брестского пенсионера Владимира Иосифовича брали интервью относительно жизни в межвоенной Польши. В частности, прозвучал тезис относительно числа велосипедов: «В БССР - один-два на деревню, а у нас в каждом доме велосипед был».
Насколько этот тезис достоверный? Откроем польский малый статистический сборник за 1938 год на странице 185 (Mały Rocznik Statystyczny. 1938. S.185). На нем приведены данные об автопарке в Польше, в частности там есть данные об числе велосипедов и мотоциклов. Итак, включая Белостокский регион, Виленский край и украинские районы Полесского воеводства, в 4 западнобелорусских воеводствах на 1 января 1938 года было 93791 велосипедов и 732 мотоцикла. Из этой же таблицы получаем число велосипедов в расчете на 1000 человек населения — 17,2 велосипеда. То есть, в среднем, в 4 воеводствах на 1000 человек приходилось всего 17,2 велосипеда. Не правда ли, не стыкуется с тезисом «в каждом доме велосипед был». И обвинять пенсионера тоже не надо, ибо он 1930 г. рождения, то есть жизни в Польше в сознательном возрасте не застал.

Или вот ещё этот миф из уст главного антисоветского блоггера ЖЖ Максима Мировича:

"Читая периодику тех лет (журналы из Гродно, Бреста, Барановичей), не перестаю удивляться той жизни - кредитование жилищных программ, инвестирование в частный бизнес, прозрачная банковская система, адекватная налоговая политика. Между городами ходили маршрутные автобусы (!), многие в сельской местности покупали сельскохозяйственную технику, велосипеды, мотоциклы. Уровень жизни во многом напоминал современный - вплоть до наличия в домах бытовой техники вроде стиральных машин и пылесосов."

И далее Максимка рассказывает про ужасы в БССР:

"Совсем другая ситуация была в Беларуси восточной. Практически сразу была "экспроприирована" частная собственность, люди были загнаны в колхозы, где работали за "трудодни" (аналог крепостного права). Любой частной инициативе был сломлен хребет на корню - все, кто умел и хотел работать, в основной массе были "раскулачены" и сосланы в восточные части России. Во многих колхозах царила нищета и голод, во многих деревнях (вплоть до 60-70-х годов) даже не было электричества."

Статистику по велопарку СССР, а тем более БССР в конце 1930-ых я не нашел. Нашел лишь данные о производстве велосипедов и мотоциклов. Итак, производство велосипедов (первое число) и мотоциклов (второе число) в СССР:
1928 г. - 10847 ед., 0 ед.
1929 г. - 20960 ед., 0 ед.
1930 г. - 35370 ед., 0 ед.
1931 г. - 80899 ед., 16 ед.
1932 г. - 128415 ед., 112 ед.
1933 г. - 132429 ед., 119 ед.
1934 г. - 274533 ед., 365 ед.
1935 г. - 322061 ед., 1202 ед.
1936 г. - 557000 ед., 6700 ед.
1937 г. - 540700 ед., 13200 ед.

В итоге, за 1928 — 1937 гг. в СССР было произведено 2103714 велосипедов и 21714 мотоцикл. Но парк мотоциклов в СССР по состоянию на 1938 г. был больше, а именно — 25,3 тыс. мотоциклов, поэтому резонно предположить, что велопарк СССР был ещё больше, с учётом ранее произведенных и импортированных велосипедов. Но даже если мы возьмём лишь число произведенных, то это число будет составлять 12,6 в расчете на 1000 населения. Это меньше чем в Западной Белоруссии (17,2), но не на порядок, что можно объяснить присутствием в Западной Белоруссии вело- и мотоциклетного производства. Так же, возьмусь предположить, что насыщенность велосипедами БССР была больше, чем среднесоюзный уровень. Мы имеем некоторые данные, например относительно продаж потребительной кооперации на селе. Так, в 1934 — 1936 гг. потребкооперация на селе в БССР продала колхозникам 13,2 тыс. велосипедов, а в 1938 г. — 6,3 тыс. велосипедов и 115 мотоциклов (это больше, чем весь мотопарк Полесского или Новогрудского воеводства!). Но опять же, повторюсь эти данные относятся лишь только к продажам потребкооперации, и только в сельской местности. Итоговое число было гораздо больше.
Но все же, мы можем сравнить, например, насыщенность мотоциклами в среднем по СССР, и в среднем по Западной Белоруссии. В СССР это число в 1938 г. составляло 151 мотоцикл на миллион населения, а в Западной Белоруссии — 134,6 мотоцикла, при этом основная часть была сосредоточена в Белостоке и Вильно. В Полесском воеводстве было всего 95 мотоциклов (или 76,7 на миллион), в Новогрудском — 102 (или 89,2 на миллион). В Польше, в среднем — 198,3 мотоцикла.
Но сказать только об этом — это сказать ни о чем. Дело в том, что автопарк БССР и автопарк Западной Белоруссии сравнить практически невозможно. В 1939 году в 4 западнобелорусских воеводствах имелось всего 2086 автомашин (или 4 на 10000 населения), включая трактора, автобусы и тд. БССР же, к этому моменту имела гигантский автопарк. В 1940 г. в восточных областях БССР насчитывалось 23515 автомобилей или 41,6 на 10000 населения. То есть на душу населения более чем в 10 раз больше, чем в Западной Белоруссии! В 2 раза больше чем в Польше (12,1), чем в Японии (25) и Румынии (13). Но и тут опять загвоздка! В число автомобилей СССР не входит число тракторов и комбайнов, а в число польских автомобилей входит ("Wliczono cysterny pożarnicze, sikawki, traktory, sanitarki itd.")! В СССР, к примеру, в 1938 г. тракторный парк в сельском хозяйстве составлял 617,6 тыс., в Польше — от 0,9 до 2 тыс.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments