blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Category:

Спички, мыло, керосин, сахар в Польше и в СССР

Когда-то уже делал пост по этой теме, но повторение - мать учения.


Польша была нетто-импортером спичек (+ 571,5 млн. штук при солственном производстве 15684 млн.), поэтому завшыенные данные по Польше включают импортированные спички.
С 1930 г. производство спичек в Польше упало с 52628 тыс. шт. до 15014 шт. в 1937 г. [Mały rocznik statystyczny 1939, s. 144]. В 1933 году крестьянин Бучаского уезда Тарнопольского воеводства писал: "Знают ли в Варшаве, что... спички покупаются на штуки...". В том же самом году, крестьянин из Львовского воеводства делился опытом: "... а каждую спичку я разделяю на две, а иногда и на четыре части...". 1934 год Ежи Михайловский в своей книге "Деревня без работы", по материалам обследования Жешувского уезда писал: "Спичка стала диковиной, которую изредка видели в руках пришельца из города". В польской деревне стали, как в старину, пользоваться кремнями, лучиной, огонь переносили из избы в избу в горшках.
В СССР в 1937 году выпускалось более 2,1 тысяч спичек на душу [Статистические динамические ряды за 1913-1951 годы (РГАЭ Ф.1562, Оп.41, Д.65)] (условный ящик спичек содержит, согласно ГОСТу, 50 тыс. шт. зажигательных единиц или 1000 коробков по 50 шт. спичек в каждом). Этот показатель в БССР, одной из крупнейших в СССР производителей древесины, составлял где-то 17,4 тысяч спичек на душу. В это же время в буржуазной Польше этот показатель составлял в том же году 451 спички, даже с учетом импорта! Если что, то дней в году 365, то есть "в среднем" на человека в день приходилось 1,2 спички! То есть меньше коробка в месяц! Даже в блокадном Ленинграде в месяц на рабочую карточку в 1941 году давали по 4 коробка в месяц, а в 1942 году по два. (Учитываем так же, что Западная Белоруссия была самым отсталым регионом довоенной Польши, поэтому естественно, что потребление спичек в ней было ещё меньше)
Но опять, мы понимаем, что такое "в среднем" - это "средняя температура по больнице". Огромная часть населения не имела даже и 1 спички на день. Напомню, в Советской Белоруссии производилось 17,5 млн. или 48 спичек в день, в среднем же в СССР - 6 спичек в день. Маленькая БССР с 5 млн. населения превосходила огромную Польшу с 30 миллионами населения не просто по душевому производству, но даже по валовому объему производства спичек: в 1937 г. в Польше произведено 15014 шт. спичек, в БССР - 94450 тыс., или в 6 раз больше !!!

Прикол еще в том, что в довоенной Польше существовала государственная спичечная монополия, доходы от которой шли на уплату процентов по иностранным займам, поэтому использование зажигалки или трута без марки (лицензированной) было запрещено, за незаконное использование полагался штраф:
«Кто бы ни делает спички или зажигалки без разрешения,
влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 раз монопольного сбора на производимые товары... На того, кто намеренно покупает, хранит или перевозит предметы, полученные из проступка, упомянутого в статье 94 - 96, или помогает продать или спрятать их, налагается штраф в 2-4 раза больше монопольного сбора или в 2-4 раза больше налога... На того, кто намеренно покупает, хранит или перевозит предметы, полученные из проступка, упомянутого в статье 94 - 96, или помогает продать или спрятать их, налагается штраф в 2-4 раза больше монопольного сбора или в 2-4 раза больше налога.»


[Dziennik Urzȩdowy Ministerstwa Skarbu za rok 1936, p. 1078 (Dz.U.37.67.513)

Согласно стат.сборнику Mały rocznik statystyczny, в Польше в 1937 г. население потребляло в среднем 11,2 кг. сахара. В восточных воеводствах (т.е. в т.ч. в Западной Белоруссии) этот показатель был еще ниже - 6,1 кг. В 1955 г. ЦСУ СССР, Институтом экономики Академии наук СССР и Института питания Академии медицинских наук СССР был выпущен доклад H.A. Булганину об уровне потребления основных продовольственных и промышленных товаров в СССР на душу населения: в 1937 г. среднедушевое потребление сахара равнялось 13,8 кг., то есть превышало как среднепольский, так и западнобелорусский уровень.

Ну и вот еще сравнение статистики по паре самых необходимых в крестьянском быту вещам:

Данные по СССР разнятся: в 1939 г. Народный Комиссар Пищевой промышленности привел следующие данные о потребление мыла в СССР: в 1937 г. - 3,4 кг. В докладе ЦСУ 1955 г. проводится другие данные, но речь идет не непосредственно о потреблении, а о том, сколько "было реализовано" на душу населения: 2,89 кг. в 1937 г. Оба этих варианта данных превышают польский уровень душевого потребления мыла почти в два раза.
Tags: БССР, Польша, обеспеченность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments