blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Categories:

Миф о более высоком приросте население в Западной Белоруссии

Продолжаю разбирать змагарские и польские басни про Западную Беларусь, которую мы потеряли: Миф о более высоком приросте население в Западной Белоруссии

Существует штамп, согласно которому население Западной Белоруссии в составе Польши росло быстрее чем население Советской Белоруссии в составе СССР. Разберем это утверждение.



По переписи 1939 г., население БССР (в границах до 17 сентября 1939 г.) составило 5569,0 тыс. человек. Перепись 1926 г. зафиксировала 4925,7 тыс. человек населения в тех же границах. Прирост за 13 лет составил 13,0%. В издании БелСЭ [Белорусская Советская Социалистическая Республика. – Мн., 1978. – С. 50–51] мы находим расчетные данные о численности населения по годам с 1914 по 1977 в современных границах Беларуси (БССР). Производим нехитрый расчет (общая численность населения минус население восточных областей (БССР) (которое находим по переписи) = население Западной Белоруссии). Итак, расчетная численность населения Западной Белоруссии в 1926 г. составляла 2850,6 тыс. человек, в 1939 г. - 3339,6 тыс. человек, то есть прирост за 13 лет - 17,2% (данные о примерной численности населения ЗБ на 1939 г. подтверждаются и другими источниками: "К 5569,2 тыс. населения в восточных областях Советской Белоруссии прибавилось 3340,8 тыс. человек" [«Победа Советской власти в Белоруссии». Мн., 1967, С. 478]).
Казалось бы, 13% против 17,2%, все верно в этом тезисе.
Но это общий прирост (разница между населением за промежуток), то есть он не показывает механическую убыль населения (миграцию), поэтому не является объективным отражением естественного прироста. За 1926 — 1939 гг. в БССР отрицательное сальдо внешней миграции составило 616,6 тыс. чел. [Источник: Шахотько Л.П. Воспроизводство населения Белорусской ССР / под ред. А.А. Ракова. Мн., 1985, C. 14; Эта же цифра тут]. Это были люди, выезжавшие на Донбасс, Урал, в Сибирь, на Дальний Восток - на стройки индустриализации. Таким образом, с учетом миграции, расчетных естественный прирост в БССР за эти годы составлял 125,6%.

Чтобы сравнить его с естественным приростом в ЗБ, нужно выяснить миграционную убыль в Западной Белоруссии. По данным А.А. Ракова, из Западной Белоруссии в 1921— 1939 гг. отрицательное сальдо миграции (за рубеж) составило 185 тыс. человек (Раков, 1974), или же 133,6 тыс. в среднем при экстраполяции за 13 лет. Статистические данные свидетельствуют, что из Виленского, Новогрудского, Полесского воеводств в 1925-38 гг. выехало на постоянное место жительства в другие страны 78,1 тыс. чел. Согласно MRS, с 1927 по 1938 из 4 воеводств выехало 97,6 тыс., без Белостокского - 67,2 тыс.
Таким, образом, с учетом миграции, прирост население Западной Белоруссии был от около 20% (если сальдо миграции примем за -70 тыс.) до 24% (если сделать ДОПУЩЕНИЕ, что сальдо миграции из Западной Белоруссии было -200 тыс., например предположив миграцию в СССР), что было все равно меньше, чем в Белоруссии Советской. Сравним эти данные с данными из Энциклопедии БССР [С. 40]:
По данным энциклопедии, прирост в БССР в 1921 - 1939 гг. составлял в среднем 20,3‰ в год, в Западной Белоруссии - 17,6‰, мы же в расчете получили 19,7‰ и 15,4‰, соответственно. Данные почти совпали, небольшая разница объясняется разными промежутками времени.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments