blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Category:

Как Сталин поголовье скота "завышал"

Итак, началось все с того, что я перевел в табличный вид данные справочника СНК и рассчитал на 100 душ население число скота в западных и восточных областях. Статистический справочник состояния народного хозяйства и культуры Белорусской ССР к началу Великой Отечественной войны. Изд. СНК БССР, 1943. С. 148.

Число ед. скота на 100 человек населения:
Белостокская обл. Брестская обл. Барановичская обл. Вилейская обл. Пинская обл. ЗАП. ОБЛ. Витебская обл. Гомельская обл. Минская обл. Могилевская обл. Полесская обл. ВОСТ. ОБЛ.
Лошади 16,0 14,6 15,7 16,2 15,2 15,6 10,4 10,3 9,6 11,9 10,5 10,6
КРС 28,6 32,3 33,0 29,5 44,2 32,2 26,0 24,9 27,2 27,4 44,9 28,8
Свиньи 24,7 28,2 32,0 28,4 23,8 27,7 18,8 22,8 29,6 27,0 26,6 25,0
Овцы 19,3 41,6 34,6 29,3 36,6 30,6 24,8 12,6 21,1 21,3 28,5 21,5

Забой скота во время коллективизации все еще сказывался: в восточных областях по всем видам скота, обеспеченность на 100 человек была меньше. По лошадям было самое большое отставание, что легко объяснить механизацией (об этом речь в следующий раз).
Вспомнил, что когда-то я делал такой приблизительный расчет, пользуясь, кстати, статистическими динамическими рядами и похожим изданием, которое вышло под грифом "для служебного пользования" -  Западная Белоруссия. Статистический справочник. Мн., 1939, С. 7, 112 - 119:

Число ед. скота на 100 человек населения:
Западная Белоруссия, 1938 БССР, 1937
Лошади 17 11
КРС 43 34
Свиньи 33 35
Овцы 38 19

Но и БССР, и Западная Белоруссия в то время входили в состав хозяйственный систем больших государств, в которых осуществлялся продуктообмен и разделение труда, поэтому так же необходимо сравнить Польшу и СССР, да и вообще сравним часть передовых стран (да-да, кто вообще вспомнит про колонии и периферию, которая тогда составляла большинство населения Земли, ну да ладно).
Итак, польский статистический сборник 1939 Mały rocznik statystyczny, s. 92.
Кол-во скота в некоторых странах:

Проверям данные по СССР по статистическим динамическим рядам за 1913-1951 годы (РГАЭ Ф.1562, Оп.41, Д.65 стр.130), - все верно, по СССР данные приводится на июнь. Только данных по овцам и козам не приводится.
\


Теперь берем данные о населении из ежегодника Лиги Наций и рассчитываем число скота на 100 человек населения (красным я выделили страны, у которых этот показатель ниже советского уровня, зеленым - у которых выше):

в тыс. голов на 100 чел.
год кони КРС свиньи овцы Население год лошади КРС свиньи овцы
Англия 1938 г. 1096 8697 4366 26302 41 215 1938 г. 2,7 21,1 10,6 63,8
Аргентина 1937 г. 8527 33101 3976 43790 12 762 1937 г. 66,8 259,4 31,2 343,1
Автралия 1936 г. 1763 13491 1203 108886 6 867 1937 г. 25,7 196,5 17,5 1585,6
Бразилия 1935 г. 6052 40514 23183 13049 43 247 1937 г. 14,0 93,7 53,6 30,2
Дания 1938 г. 564 3183 2845 187 3 793 1938 г. 14,9 83,9 75,0 4,9
Эстония 1938 г. 219 661 385 650 1 134 1938 г. 19,3 58,3 34,0 57,3
Финляндия 1937 г. 380 1625 504 1072 3 630 1937 г. 10,5 44,8 13,9 29,5
Франция 1938 г. 2692 15622 7127 9872 41 980 1938 г. 6,4 37,2 17,0 23,5
Испания 1934 г. 568 4215 5412 19093 24 849 1935 г. 2,3 17,0 21,8 76,8
Нидерланды 1937 г. 300 2627 1406 608 8 640 1937 г. 3,5 30,4 16,3 7,0
Ирландия 1937 г. 429 3955 935 3000 2 941 1937 г. 14,6 134,5 31,8 102,0
Югославия 1937 г. 1249 4169 3180 9909 15 400 1937 г. 8,1 27,1 20,6 64,3
Канада 1937 г. 2883 8841 3963 3340 11165 1937 г. 25,8 79,2 35,5 29,9
Литва 1938 г. 550 1193 1187 1241 2 575 1938 г. 21,4 46,3 46,1 48,2
Латвия 1938 г. 400 1224 814 1360 1981 1938 г. 20,2 61,8 41,1 68,7
Германия 1938 г. 3443 19911 23481 4809 74 826 1938 г. 4,6 26,6 31,4 6,4
Нов. Зеландия 1937 г. 278 4389 802 31306 1 602 1937 г. 17,4 274,0 50,1 1954,2
Польша 1938 г. 3916 10554 7525 3411 35 090 1938 г. 11,2 30,1 21,4 9,7
Румыния 1935 г. 2167 4327 2970 11838 19 646 1937 г. 11,0 22,0 15,1 60,3
США 1938 г. 10800 66821 49011 53762 130 215 1938 г. 8,3 51,3 37,6 41,3
Швеция 1938 г. 617 3036 1371 406 6 310 1938 г. 9,8 48,1 21,7 6,4
Венгрия 1938 г. 814 1750 3110 1629 10 111 1938 г. 8,1 17,3 30,8 16,1
Италия 1938 г. 791 7667 2940 9467 43 029 1937 г. 1,8 17,8 6,8 22,0
СССР 1938 г. 17500 63200 30600 102500 169 000 1938 г. 10,4 37,4 18,1 60,7

Но в процессе поиска наткнулся на интересную информацию. Итак, встречайте, внимание, издание 1965 года высшей партийной школы:

Мартынов В. Ф. Коммунистическая партия в борьбе за упрочнение и развитие социалистического общества. Усиление обороноспособности. (1937 год — июнь 1941 года). М., «Мысль», Тема XIV. 1965. С. 134. Далее полностью цитата:

«И. В. Сталин говорил на XVIII съезде партии, что за последние годы наметились серьезные сдвиги в росте поголовья скота. Но показателя, которые он анализировал, были завышены. Это можно видеть из следующей таблицы о поголовье скота в СССР в 1938 году (в млн. голов):
                                                                        КРС                Овцы и козы                Свиньи
По данным доклада И. В. Сталина на XVIII съезде 63,2 102,5 30,6
По данным ЦСУ, опубликованным в 1956 году 50,9 66,6 25,7

В 1916 году в России насчитывалось 51,7 млн. голов крупного рогатого скота, 88,7 млн. голов овец и коз и 17,3 млн. голов свиней.
Таким ообразом, точные данные о развитии животноводства свидетельствуют о том, что к 1939 году ни по крупному рогатому скоту, ни по овцам и козам дореволюционный уровень не был достигнут. Что касается конского поголовья, то оно было наполовину меньше, чем в 1916 году. Трудности в развитии сельского хозяйства в предвоенные годы носили объективный и субъективный характер.».

Казалась бы, ну вот и попался врун, так сказать, пойман за руку. Все бы хорошо, НО, то, что Мартынов преподносит почему-то как "по данным доклада И. В. Сталина на XVIII съезде" является данными учёта скота НА ИЮНЬ, а "данные ЦСУ, опубликованные в 1956 году" есть не что иное, как данные учёта НА 1 ЯНВАРЯ. Все это вы можете увидеть выше, в таблице из статистических динамических рядов. А в чем подвох?
Читаем:

Немчинов В.С. Сельскохозяйственная статистика с основами общей теории. М., 1945. С. 133:

«Сельскохозяйственная статистика при учёте поголовья скота имеет дело, как правило, не со стабильной, а с динамической совокупностью, всё время изменяющейся в своём составе и численности. В связи с этим следует осторожно выбирать сроки сплошного учёта поголовья: поголовье скота на 1 января, например, несравнимо с поголовьем на 1 июля. При учёте на 1 января сезон нового приплода ещё не наступил, а убой скота уже произведён (в начале зимы или осенью перед постановкой скота в стойло). При учёте же поголовья на 1 июля окажется учтённой основная часть приплода текущего года, ибо в первую половину года по СССР происходит 3/4 отёлов и опоросов и 9/10 окотов.Таким образом, в связи с сезонным характером приплода и забоя, численность поголовья скота на 1 января является минимальной, а на 1 июля максимальной. Это видно из следующего сопоставления.

Численность скота на различные даты сравнима лишь при соответствующем пересчете скота. Русская дореволюционная статистика, а также советская статистика до социалистической реконструкции сельского хозяйства учитывала поголовье скота только на летнюю дату (на 1 июня или 1 июля); советская же статистика начиная с 1932 г. производит учёт по состоянию на зимнюю дату (кроме 1933 и 1939 гг.), а в отдельные годы — на зимнюю и летнюю. Этого же направления в учёте стремится придерживаться и американская статистика».


Вот таким образом можно высосать сенсацию на голом месте, сравнивая член с пальцем))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments