blender_chat (blender_chat) wrote,
blender_chat
blender_chat

Categories:

Ж/Д в СССР и в Польше до войны. Ч. 1

Протяженность железных дорог Западной Белоруссии по состоянию на 1 января 1941 г. составляла 5743 км (в современных границах, или 6440 км в границах 1940 г.) (Дрица, С. 161). Средняя их густота на 1 тыс. км2 территории республики в 1940 г. составляла 27,7 км железной дороги и на 10 тыс. населения — 6,4 км. \

В БССР до войны проводились работы по строительству железнодорожных линии. Особенно важное значение имело сооружение широтной магистрали, прошедшей через города Осиповичи—Могилев—Кричев и далее Роелавль (участок Роелавль—Сухиничи закончен в 1935 г.. Слуцк—Тимковичи— в 1936 г.). В Западной же Белоруссии за 20 лет своего господства, польские капиталисты построили всего одну полноценную железнодорожную ветку - Воропаево – Друя, если не считать узкоколейки и мелких участков. В БССР наряду с новым строительством продолжались работы по укладке вторых путей на участках Минск — Негорелое. Полоцк — Бигосово. Полоцк — Загатье и др.

Проводились работы по улучшению сигнализации и связи, многие участки были оборудованы полуавтоматической блокировкой, что позволило повысить пропускную и провозную способность и обеспечить еще большую безопасность движения поездов. Перевод подвижного состава на автоматическое торможение, зиедренне автосцепки улучшили эксплуатацию железнодорожного транспорта. Уже к началу 1940 г. автотормозами было оборудовано 68.4% общего количества вагонов грузового парка (в физическом исчислении к Автоматическим сцеплением было оборудовано 31.2% вагонов. С 1935 г все новые вагоны начали выпускаться только с автоматическим сцеплением.
Железные дороги Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики имели низкую пропускную способность (что, кстати сыграло роль в 1941 г.) - из 6696 км общего протяжения железных дорог Западной Украины и Западной Белоруссии более 70% были однопутными.. Например, если к железнодорожной рокаде Овруч — Коростень — Шепетовка — Каменец — Подольский подходило с востока шесть железных дорог с девятью колеями общей пропускной способностью 259 пар поездов в сутки, то западнее этой рокады через старую государственную границу проходило только пять железных дорог с шестью колеями и пропускной способностью всего 108 пар поездов в сутки. Низкая производительность подвижного состава Брест-Литовской железной дороги объясняется технической отсталостью здесь рабочего парка. Все вагоны этого парка были приспособлены для Западноевропейской колеи. Эксплуатировались они только на приписных дорогах. Не была еще разработана новая, более прогрессивная технология работы на крупных узлах и станциях, допускался длительный простой как местных, так и транзитных вагонов.

В мае 1936 г. произошло разукрупнение железных дорог. Из Московско-Белорусско-Балтийской и Западной дорог были образованы четыре железные дороги: Белорусская, Калининская, Западная и Московско-Киевская. В конце 1939 г., после присоединения Западной Белоруссии, были образованы еще две железные дороги: Брест-Литовская и Белостокская. Брест-Литовская железная дорога объединила железнодорожные линии общей -протяженностью 1147 км, из них двухпутных 472 км. В ее состав входила также сеть узкоколейных линий (ширина колеи 750 и 600 мм), эксплуатационная длина которых составляла 612 км (Ивацевичи—Янов-ПолесскийКаменец-Кашинский, Барановичи—Мышанка—Залужье , Новоельня — Любча и др.). Путевое хозяйство Брест-Литовской и Белостокской железных дорог находилось на низком техническом уровне. Даже на главных путях насчитывалось больше десятка различных типов крайне изношенных рельсов. Эксплуатационная длина железных дорог Белоруссии возросла с 3007 км в 1933 г. до 5743 км в 1940 г. (Экономика Советской Белоруссии 1917-1967г. С. 252)

Из данных статистики, следует что расчетная производительность грузового вагона на Белорусской железной дороге за 1928 г. составляла 657 т/км, а за 1940 г. - 1919,6 т/км, по Брест-Литовской за 1940 г. - всего 296,2 т/км. Производительность локомотива на Белорусской железной дороге (228,4 т/км) была выше на 46,5%, чем на Брест-Литовской (155,8 тк/м).

Основные эксплуатационные показатели работы подвижного состава Белорусской и Брест-Литовской железных дорог в 1940 г.










в средн. СССР



Белорусская



Брест-Литовская
Среднесут. погрузка ед. - 1593 929
Среднесут. выгрузка ед. - 1444 1123
Среднесут. рабочий парк грузовых вагонов ед./сутки - 9681 13228
Оборот грузового вагона ед./сутки - 2,4 6,9
Технич. скорость грузового поезда км/ч 33,1 34,6 28,7
Коммерч. скорость грузового поезда км/ч 20,3 22,9 16,3
Среднесут. пробег грузового вагона км/сут. 139,9 179,7 36,6
Полный рейс грузового вагона км. - 326,1 252,3
Среднесуточный пробег локомотива груз.парка км/сут. 255,2 268,1 246,2
Средний вес груз.поезда брутто т. 1298 1092 822
Средний вес груз.поезда нетто т. 726 578 397
Произведено эксплуатационных млн. т/км - 6808 1483
<< пассажиро/км - 1282 696
Средняя динам.нагрузка на ось гружен.вагона т. - 7,8 6

Прим.: Таблица составлена на основании отчетных данных Белорусской и Брест-Литовской ж/д за 1940 г.. Источник -  Развитие экономики Белоруссии в 1928 — 1941 гг. Под ред. В. И. Дрица. Мн., «Наука и техника», 1975. С. 168.


Tags: Польша, ж/д
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments